Рецензия на роман «Берс-1. Берс в ребро»
Ну что ж... Всем привет, что ли.
Долго думал, стоит ли вам признаваться... Хотя, ладно. Не прям уж очень долго, на самом-то деле. Но момент, с которого я начну, достаточно постыден для меня в роли читателя. И уж точно он не укладывается в каноны классических пафосных разборов книг на АТ.
В общем, рассказываю как есть...
Автор "Берса" — Гришанин Дмитрий Анатольевич (замечательное, к слову, сочетание имени и отчества, согласитесь?) — на моём беспробудном скитании по миру современной фантастики ранее мне почему-то не встречался. Познакомился я с ним совсем недавно и совершенно случайно. Ну, знаете, как это бывает — взаимная подписка, добавление в друзья, мелькание в ленте и всё такое...
И вот захотелось мне на днях ради интереса ознакомиться с творчеством этого автора. А я, кстати, люблю именно серии книг. Так, чтобы не на пару-тройку дней одна история, а на значительно подольше, чтобы успеть сродниться с персонажами и начать давать им советы в пустоту экрана. А у Дмитрия Анатольевича такого добра оказалось в достатке.
— И что же в этом постыдного? — спросите вы.
Дело в том, что я сам по себе — тот ещё Фома неверующий. Сколько бы ни было хороших отзывов и восторженных комментариев, я всё равно буду кричать "Не верю!", пока сам не отведаю полной ложкой. А книги у Гришанина, пусть и совсем не дорогие, но всё же не бесплатные по большей части. И отдавать за кота в мешке цену половины стаканчика "американо" — такое расточительство не по мне, знаете ли. Ибо — плавали, знаем, как иногда нахваливают всякое... гхм...
Ну, вы поняли...
А потому — что? Правильно. Я пошёл туда, куда уважающему себя и труд автора читателю вовсе ходить не следует. На чёрный рынок, в общем. За бесплатной версией.
И проглотил её за пару дней.
У всех же бывает такое, наверное, когда проваливаешься в текст и выныриваешь... часа в три ночи с мыслью: "Блин, завтра же на работу!"
Вот именно так у меня и вышло буквально позавчера. И настолько я себя нехорошо почувствовал от содеянного в отношении, как оказалось, весьма достойного автора, что я решил хотя бы рецензию написать. Чтобы хоть как-то реабилитироваться и привлечь к нему новую платёжеспособную аудиторию. )
Считайте это моим актом искупления.
И да, это всего лишь третья рецензия в моей практике. Но я хотя бы честный, как видите. И скромный ещё, куда ж без этого.
А теперь, собственно, в том месте, где я уже давно должен был печатать какие-то умные и важные вещи, начинается, наконец...
Рецензия на книгу "Берс-1. Берс в ребро"
Название книги своим лёгким налётом иронии сразу же настраивает на нужный лад. Обложка в целом тоже ничего, глаза не кровоточат. А рогато-языкатый товарищ Бык на изображении — тот ещё персонаж, между прочим... Авторская аннотация довольно лаконичная, но её оказалось вполне достаточно, чтобы заинтересовать лично меня.
Главный герой, Денис Савельев — типичный вчерашний студент. Это как бы сразу подкупает. Он не спецназовец в отставке с тремя контузиями, не знаток эльфийских диалектов и не мастер стрельбы из лазерной рогатки в десятом поколении. Он обычный парень, которому "повезло" познакомиться с Психом. И нет, Псих — это не сосед по общежитию с сомнительными наклонностями. Хотя типаж у него похожий. Это системное оружие, топор берсерка.
Вот тут и начинается самое интересное.
Жанры — Бояръ-Аниме, РеалРПГ, Юмор
Интригующий набор, не правда ли?
Часто в книгах про Игру главный герой случайно получает какую-нибудь убер-плюшку, тут же дающую ему плюс сто-пятьсот к силе и возможность невозмутимо стоять на фоне заката, поплёвывая на врагов.
Но у Гришанина всё иначе.
Псих — это личность. Ворчливая, циничная и довольно-таки вредная. Это как если бы вам в наследство достался не просто крутой автомобиль, а машина с характером старой и очень злой бабушки, которая помнит всех, кто когда-то перешёл ей дорогу в шестьдесят четвёртом году, и требует, чтобы вы прямо сейчас поехали и переехали их всех.
Ну да ладно. С кем не бывает в историях жанра РеалРПГ.
Итак, сие непростое системное оружие случайно достаётся обычному студенту прямо посреди торгового центра.
— Ага, — подумал я. — Где-то тут, видимо, и подкрадывается типичная Система с её роялистыми бонусами ускоренной прокачки в условиях городского боя со всякой нечистью.
Но не тут-то было...
Здесь у нас проклёвывается самая что ни на есть "боярочка".
Денис неожиданно попадает в весьма красочный и живой мир аристократии, где он — вроде как хозяин-барин, которому и магией не грех побаловаться, и смазливенькой служаночкой при случае. Род, правда, захудалый попался. На грани обнищания практически. Долги, проблемы и полное отсутствие перспектив.
Ну да ничего. С кем такого не случалось в Бояръ-Аниме.
Главное, что титул привилегированный уже имеется, а остальное приложится.
— Угу, — потёр ладони я. — Ну здесь-то Дэнчик уж точно разгуляется. Сейчас только на него все выжившие в роду как уставятся благоговейно, да как начнут его боготворить за всё хорошее. А там уж он всё, что шевелится — топором порубает, а что при этом шевелится ещё и соблазнительно — того... самого... понятное дело... ага...
Да вот щас-с-с! Все бегут и спотыкаются!
Савельеву такие родственнички достались, что лучше бы и вовсе никаких. Отчего начинающему герою резко становится совсем не до смеха.
Юмор?
О да-а. Он в романе вполне себе присутствует. И притом в нужных пропорциях. Он не всегда бьёт в лоб глупыми гы-гы-гами. Чаще он скорее сквозит в диалогах, в мыслях героя, в абсурдности некоторых ситуаций, в которых оказывается наш "славный воин". Этакий цинизм здорового человека, попавшего в лютый переплёт и пытающегося при этом сохранить рассудок.
Но временами и бычара сутулый с обложки, и сам дружочек Псих разбавляют события в повествовании весьма и весьма забавно.
Об авторской работе и стиле
Роман читается очень бодро. Язык живой, без излишнего академизма и тяжеловесных конструкций, об которые спотыкаешься на каждой странице (как, например, в моих опусах). Мир прописан достаточно сочно. Читатель буквально видит все декорации перед глазами.
Второстепенные персонажи так же порадовали.
Они здесь — не просто картонные статисты для демонстрации крутости главного героя. У каждого из них есть свой характер, свои цели, тайные страхи и, конечно же, скелеты в шкафах. А уж какие коварные интриги они плетут в отношении нашего вчерашнего студента...
Динамика отношений Дениса и его "инструмента" — это вообще особое удовольствие и отдельный вид искусства в данном произведении. Это не просто классическая связка "носитель и оружие", а вынужденное партнёрство двух совершенно разных, часто конфликтующих личностей. Но чтобы понять, о чём я говорю, это нужно читать самому...
Система здесь не выглядит как притянутая за уши игровая условность. Скорее — как глубоко проработанная, самодостаточная и логичная структура, где опыт может не только расти, но и резко улетать в глубокие минуса в зависимости от действий героя. И эта структура достаточно жёсткая. Она ломает и не даёт поблажек.
Автор умело балансирует на грани. С одной стороны, у нас тут этакий весёленький экшен, где топор работает без устали, а кровь летит в разные стороны. А с другой — вполне ощутимая драма человека, чей привычный мир рухнул, оставив его один на один с интригами, предательством и жизненной необходимостью превращаться в машину для убийств на фоне всего этого безобразия.
И да, что касается самого экшена, то тут Дмитрий Анатольевич развернулся на полную катушку. Описания боёв очень телесные. Причём ГГ не всегда выходит из них победителем — ему порой достаётся. И достаётся прям очень даже знатно. Автор не пошёл по пути наименьшего сопротивления и не сделал героя всемогущим с первых же глав. Парень поначалу далеко не мега-имба-нагибатор. Он реально и не раз рискует жизнью, а не просто вальяжно прокачивается в безопасной песочнице.
А теперь немного о минусах
По традиции добавлю небольшую ложку конструктивного дёгтя в сей отзыв.
Местами меня слегка смущало довольно частое "чё". Причём, если из уст самого Дэна и его друзей это звучало вполне органично, по-студенчески, то периодически "чёкающие" аристократы из титулованной знати выглядели, как по мне, довольно необычно. Но, знаете... не могу сказать, что это прям коробило. Скорее — слегка резало взгляд. Пока не привык. )
Ну и наши вечные спутники — опечатки. Не в каждом абзаце, конечно, но... присутствуют. Можно было бы прогнать текст через какой-нибудь редактор для большей мягкости восприятия. Но это, скорее, исключительно моё личное мнение и мои душниловские придирки, которые никак особо не влияют на удовольствие от процесса чтения книги.
Общие впечатления о прочитанном
Крайне положительные.
Книга "Берс в ребро" — это отличный старт серии. И она мне однозначно понравилась! Здесь есть всё, что мы так любим: суровая прокачка, реальные опасности, загадки далёкого прошлого, харизматичный герой, которому искренне сопереживаешь... И, конечно же, Псих. Замечательная сущность получилась. Чувствую, проблем на пятую точку Дэна этот топорик ещё подкинет немало.
На данный момент я прочёл только первую книгу серии, и она явно закладывает мощный фундамент для дальнейшего развития сюжета.
Настоятельно рекомендую к прочтению всем любителям жанра. Для тех, кто всё ещё ценит качество замысла и ищет в современной литературе не просто способ убить время, а настоящее приключение, вся эта история станет отличным приобретением. В общем, если вы желаете чего-то крепкого, динамичного, с хорошим языком и без лишних розовых соплей, то "Берс" — это именно то, что доктор прописал.
А за кота в мешке и соотношение цены и качества уж точно можете не переживать. 
Так что, друзья, заходите на страницу книги, читайте, оставляйте свои комментарии. Авторам очень важна обратная связь, а таким крепким работам — тем более. Надеюсь, данные мои откровения помогут кому-то из вас найти свою следующую любимую серию, а автору — новых преданных читателей.
Такие истории заслуживают того, чтобы о них знали.
P.s.:
Дмитрий Анатольевич, простите, я больше не буду шорхаться по всяким сомнительным тёмным подвалам. По крайней мере, в отношении вашего творчества. ))
Успехов вам и нескончаемого вдохновения. 