Рецензия на роман «Игрок Без (̶Р̶̶̶а̶̶̶с̶̶̶ы̶)»
Прочитал все фанфики на момент онгоина на бусти. Кайфанул. Не нашёл что ещё почитать. Опечалился. Ткнул на серию Триумвират Игрока. Радостно!
В целом, если без шуток, рад, что продолжил читать после первых глав первой книги (они реально вызывают диссонанс, особенно после куда более хорошей структуры глав в крайних работах автора, особенно в Обрубито Апчиха). На данный момент прочитал две книги из цикла (всего книг пока 3), и решил подвести какой-никакой, но итог своих впечатлений, которые сложились от 66% прочитанного (на данный момент) цикла.
Начну, пожалуй с того, что веет от этого произведения стареньким духом небезызвестного Файролла, но в более современной обёртке, хотя и не без косяков.
Из того, что определённо порадовало
1) Так это частично сохранённый дух стареньких ЛитРПГ.
Ну это где типа вокруг ГГ закручивается какая-то чехарда, интрижки, окружают топовые игроки, под одним дном есть второе дно и так далее.
Не скажу, что здесь это раскрыто идеально, как, например, в Файролле, в цикле Путь Шамана, в Темном Паладине... ну и в других стареньких мастодонтах ЛитРПГ, о которых ультра-современные читатель, скорее всего, даже не слышал.
Тем не менее и местная интрижка закручена прям добротно, если не сказать аху..... И чем дальше читаешь, тем больший интерес она в тебе распаляет.
2) Рояли, ОП, деконструкция жанра...
Рояли всегда шли рука об руку с современным развлекательным чтивом, в той или иной мере. Здесь, конечно, мера большая, даже очень, но во-первых, это юмористический роман и деконструкция жанра, во-вторых, рояли вполне обоснованны, что становится понятно уже к концу первой книги.
Никогда не был сторонником ни роялей, ни ОП, но здесь они выглядят органично и к месту. Ни разу, на протяжении всего чтения, не плевался от роялей, наоборот, воспринимал их с тёплым ожиданием и улыбкой.
И это при том, что я ненавижу рояли.
Это говорит о том, что у автора получилось подать типичный штамп роялей в ЛитРПГ так, чтобы это не вызывало у читателя нервное подёргивание бровей, агрессию и желание дропнуть книгу в этот же момент. ОП и рояли здесь -- не двигатель сюжета, как во многих не качественных произведениях, а лишь фон, который вызывает ностальгию, улыбку или же всё вместе.
3) Герои...
Вполне себе живые и цепляющие. Конечно, пока раскрытые не настолько, как в НППГ (другая работа автора, советую), но и не резиновые куклы, как в большинстве бояр-аниме. Но своим присутствием, фразами или действиями заставляющие меня, как читателя: улыбаться, злобно зыркать на экран смартфона, грустить и веселиться.
4) Различного рода отсылки к классическим, в том числе фентезийным, произведениям, ну и играм, разумеется.
5) Сама структура игрового мира, да и мира реального, в целом.
Мир Эпоса цепляет. Большой выбор рас, среди которых нет расы человека (что довольно интересно объяснено); различные региональные кластеры (Гиперборея, Атлантида), система классов и их фрагментов, из которых можно собрать свой, уникальный (и скорее всего крайне дерьмовый) билд. Скрытые квесты, маски-админы (что-то напоминает), МЕДИЙКА (нравится в подобных произведениях, когда присутствует медийная составляющая, вроде форума/ютуба/стримов и т.д, на который обсуждают события книги в целом и действия гг в частности). И Кланы. О да! КЛАНЫ. С шикарными названиями. С интересным лором. Всё то, без чего не обходится ни одна хорошая книга в жанре ЛитРПГ.
В общем, очень много чего, что по большому счету не ново, но в совокупности вызывает приятный по-игровому фэнтезийный интерес.
Всё вместе это заставляет читателя поверить, что этот мир есть, что он живёт и существует вне действий гг, -- и это дорогого стоит.
То же касается и мира реального, в котором уже давно не 2026 год. Колонизированный Марс, андроиды, ужасная загрязненная атмосфера во многих (подозреваю) городах. Люблю, когда в ЛитРПГ не забывают и про мир реальный, впрочем, в этом цикле, по крайней мере во втором томе, на него немного подзабили, что печально.
Впрочем, надеюсь в будущем его ещё раскроют, ибо потенциала там дофига.
6) Юмор и в целом вайб романа
Не скажу, что давлю лыбу каждый абзац, как и не скажу, что ни разу не улыбнулся вообще. Забавных моментов в произведении предостаточно, но чисто стёбом над ЛитРПГ его назвать не могу. Скорее, это ещё одна расслабляющая и увлекательная деконструкция жанра, которую просто хочется читать, особо не парясь.
И да. Книга действительно расслабляет, читается легко (не считая первых 3-5 глав), при этом не просто сохраняет, но и постепенно раздувает интригу, которую буду честен, действительно хочется разгадать. Динамика нарастает, с каждой страницей читать становится всё интереснее и интереснее.
Чего стоит только то, что я буквально за ночь проглотил две книги цикла, и взял перерыв только для того, чтобы не проглотить третью за один вечер (ибо что мне потом читать Т_Т) -- что говорит о многом.
То, что определённо можно сделать лучше
Да, именно так. Вместо блока "минусы", будет другой блок: что на мой субъективный взгляд, как читателя, можно было сделать по-другому или лучше.
1) Структура произведения и слог
Начну пожалуй с того, что я читал много произведений (как и многие здесь читатели). Коммерческих, не коммерческих (фанфики), хороших и плохих, неспешных, динамических, и так далее.
Первым, что бросается в глаза человеку, который читает современную динамическую литературу (по большей части, жвачка для сознания), и при этом частенько отвлекается на некоммерческую литературу (в том числе неспещную) -- это структура произведения и слог.
Следующие слова, по большей части, будут касаться первой половины первого тома произведения. В меньшей мере, всего остального (но тоже касаться будут).
Складывается такое ощущение, что при написании произведения автор пытался одновременно сохранить вдумчивое неспешное повествование, присущее своим некоммерческим произведениям, и разбавить это современным супер-динамическим стилем письма, который используют 70 процентов коммерческих авторов АТ.
Я не скажу, что получилось плохо. Но видно, что у автора куда больше развит некоммерческий вдумчивый и свободный стиль письма, нежели лаконичный, быстрый и простой стиль современных авторов. Причем именно некоммерческий.
Объяснение того, в чём разница между коммерческим и некоммерческим стилем (слогом, структурой и т.д.) в моём понимании, займет слишком большой кусок рецензии. Но если коротко, это выдержанность стиля на протяжении всей работы, отсутствие неровностей, заусенцев, всего лишнего. Проще всего это почувствовать, если открыть любой популярный фанфик некоммерческого автора, а потом открыть какую-нибудь популярную книгу на АТ примерно в том же стиле письма.
Видно, что автор значительно вырос над собой, если сравнивать первый том (причем отредактированный), и второй. Но над структурой произведения, на мой взгляд, особенно над динамикой, стоит в будущем поработать. В каких-то местах хочется конкретики, вдумчивости, раскрытия темы. В каких-то местах, наоборот, скорости, экшена и резкости. Здесь же иногда не хватает раскрытия, а иногда динамики. Что, где и как лучше расписать, придёт только с опытом коммерческого писателя/редактора.
Я желаю автору со временем этот богатый опыт приобрести.
2) Дота... (не объективно, но советую прислушаться)
Для начала скажу, что против дотки, как таковой, а также против LoL-а, я ничего не имею. Я сам задротил и в первую, и во вторую, достигнув там определённых высот (в дотке нищий властелин, в лоле гм на euw. Да, я молодец, Сам себя не похвалишь -- никто не похвалит.)
Но именно эта часть произведения, если не вызвала желание скипнуть её добрую часть, определённо создаёт некоторые вопросы. Вопросы, которые могут отпугнуть потенциального читателя, даже если он знаком с таким жанром игр, как MOBA
Однако... ну, просто... зачем? Мало того, что этот твист скорее всего отпугнет добрую часть читателей, особенно тех, кто ну ваще в МОБА не разбирается и разбираться не готов. Так ещё и читать в подобном жанре (МОБа), лично на мой взгляд, не особо интересно.
Ну вот конкретно я не получил никакой сатисфакции от того, что гг сделал красивый фб на Мурене. Сори за то, что скажу следующее, но даже на уровне слабого властелина, я почувствовал определённого рода кринж от действия героя. Ну как бы... брать абилки под фб... забив болт на экономику и лейт... и это не в сыгранной команде?.. н-да.
Даже беря в расчет то, что таким образом автор показал не самый сильный уровень игры ГГ. Ну -- что?..
Что мы получили от этого фрагмента книги? Интерес? Субъективно, но нет, и я уверен, уж тут добрая часть читателей со мной согласится.
Сатисфакцию того, что гг круто "обыграл" сильного оппонента? Тоже нет. В рамках МОБа такие вот обыгрыши смотрятся как-то слабо. Не кинематографично, что ли. Трудно объяснить.
Да и для тех, кто в МОБа не играл, никаких объяснений нет (что плюс, иначе было бы душно): что за курьер, что за айтемы, в чём прикол добивания и стопа крипов и т.д. Это определённо оттолкнёт какую-то часть читателей: они либо проскипают (вероятнее всего, ибо другая часть произведения прям гуд), либо дропнут. А вам, как коммерческому автору, это точно не нужно.
Вопрос приоритетов, конечно. Писать, что нравится; писать, что продаётся (а лучше и то и то), но мув с МОБА, как по мне, даже если вам прям нравится эта идея в книге, вообще того не стоит. Слишком большой отсев незнакомых с жанром читателей. ИМХО.
Читателям же советую этот момент перетерпеть. Книга одноднозначно стоит того, чтобы её читать. Факт.
3) Глав герой, основные персонажи, их рост и раскрытие.
Как я уже подмечал ранее, персонажи здесь живые, диалоги цепляющие, и если не третье, то второе дно у каждого персонажа здесь присутствует. Но! Единственное чего мне не хватило, как читателю, за два тома повествования, так это большего раскрытия геров. Ибо именно живые герои в произведениях меня цепляют больше всего.
Особенно мне не хватило раскрытия ГГ.
Что касается Артура, то на первый взгляд герой несложный, со своим горем, конечно, но оно довольно быстро перестаёт цеплять с учётом выбранного жанра и структуры произведения. Всё больше и больше ты забываешь, что читаешь от лица Артура, и все больше сам врастаешь в шкуру гг.
С моей стороны тут определённо до*б, ибо я совершенно точно знаю, что автор умеет в глубину героев и их проработанность. Опять же, всё дело в жанре. Да и приём, когда читатель всё больше ассоциирует себя с главным героем, то есть словно читает про себя, а не про кого-то другого -- это точно не минус, а для многих даже плюс. Но, блин, как же больно осознавать, что главный герой мог быть куда более глубоким, и интересным, чем сейчас.
Да, это не сильно мешает наслаждаться книгой, ибо сюжет действительно увлекает. Более того:
Приём, когда совершенно простому ГГ прям очень крупно везёт в ЛитРПГ,
Но в них, как по мне, более проработанные персонажи, более цепляющий главный герой (ну и опыта, как автора, там побольше, справедливости ради).
Теперь про самих героев. Внимание, спойлеры.
В общем потеряв девушку, покинув свой клан неудачников, в надежде войти в ряды топ клана, заявку в который он подавал (в котором его отбрили в этот же неудачный день), Артур понимает, что просрал лучшие годы своей жизни (ему только 18, лол) и соглашается на ВУЗовскую авантюру. А именно переехать работать в задрипанные Штаты, начать свою жизнь с чистого листа.
Артур удаляет персонажа, на которого он потратил... вроде 4 года своей жизни?.. и соглашается на авантюру ВУЗа, переехав в другую страну.
Через три года, потерявший всё трудяга-работяга, завязавший с играми, постепенно налаживает жизнь в другой стране. Уже не такой сопляк. Видно, что трудится, но смысл жизни потерял, из-за чего находится на грани превращения в типичного серого циника лет через десять. Устал от рутины, устал жить без цели, да и в игре, которую он бросил, неожиданно появляется возможность лутануть ультра-редкий лут. В общем, он понимает, что ему нужно развеяться и возвращается в игру на новом персонаже.
Собственно, с особенности этого персонажа и начинаются все сюжетные твисты, приключения, интересные знакомства, милые девушки, -- всё то, что сваливается на голову любого героя в неожиданный момент.
Так-то оно интересно. Цепляюще. Годно.
Но... как по мне, пока глубины гг очень не хватает. Всё больше видишь себя, на его месте, а не самого Артура на месте гг.
Потому каждому отдельный спойлер я давать не буду.
Моветон,
Раскрывался неплохо. Интересный мужик с довольно подвешенным языком. БРАТАН. Тёмная лошкадка, которая сходу ведёт себя, как топ-игрок. Но момент, где он
Мурена... м-м-м, есть парочку интересных моментов с ней.
РенеГАД
Цепляет меньше, чем остальные герои, но что-то есть.
Девушка из больнички почти не цепляет, недораскрыта, соре.
Няша--некро-неко. Милая. Спокойная. Таинственная (не по поведению, а по лору). Интересная. Вот она очень даже зацепила, особенно диссонансом, который вызывает её предполагаемая личность
Будем следить дальше-с
Девятка. Есть у меня ощущение, что это не просто персонаж второго плана, хотя я могу ошибаться, но мне она тоже понравилась. Не знаю, почему, но как будто её личность также более проработана, чем личность Мурены. Ну или мне просто не нравятся бой-бабы, хз.
Подводя итоги и возвращаясь к "юмористическому жанру" и к "реконструкции" ЛитРПГ в целом, на мой взгляд раскрыть персонажей чуть шире можно и раньше. В том же Бегающем Сейфе (хотя это не юмор, а стёб), персонажи цепляют чуть ли не с самого начала. Хотя! Я не люблю этот цикл (Сейф), в основном из-за героя, н-да.
4) Реконструкция (хотя скорее деконструкция) ЛитРПГ. Юмор. Выбранный жанр в целом.
Этот пункт я оставлю небольшим, так как он, по большей части, подводит черту под всем тем, что я написал выше. Разве что пока элементов реконструкции не так много. В смысле, переосмысление многих штампов ЛитРПГ есть, причём неплохое. Но по большей части тут именно деконструкция, которая не рассматривает штампы с точки зрения логики, реализма, психологии и т.д., а просто их высмеивает (но есть исключения, вроде костюма виртуальной реальности, который здесь более проработан, чем в других сериях, да).
Серия пока даже не началась, всего 3 тома, из которых я прочитал 2, но на текущем этапе -- пока деконструкция.
Я бы сказал, что цикл мог бы быть куда более цепляющим и интересным, если бы на первом месте был бы не юмор, а глубина, но не буду. Я даже написал пару абзацев об этом, но потом стёр. Всё же это рецензия, а не отзыв. Да и в юмористическом амплуа "Триумвират Игрока" более чем цепляющий и годный.
ИТОГИ
Подводя итоги, цикл более чем увлекательный, старающийся возродить и в чём-то переосмыслить старенький и подзабытый жанр ЛитРПГ в новой обёртке. В цикле есть вайбы такой мировой классики, как Первому Игроку Приготовиться, так и атмосфера уже наших отечественных ЛитРПГ, которыми многие зачитывались лет 10 назад. Кому зашёл Файролл, Господство Клана Неспящих и т.д. однозначно рекомендую дать циклу шанс, и прочитать хотя бы первые глав 7-10, без дропа. Ибо дальше прям затягивает, без шуток.
Сюжет, поначалу простой и нетривиальный, постепенно нарастает интригой. Причём, с каждой прочитанной аркой эта интрига не просто увеличивается, она растёт в геометрической прогрессии, удерживая внимание читателя на протяжении каждой строчки книги.
Герои вполне себе живые и неплохие. Они не отталкивают, заставляют им сопереживать и вызывают интерес.
Постепенно раскрывающийся читателям мир: глубокий, разнообразный и увлекательный, -- вобрал в себя всё лучшее от жанра, и пытается раскрыть ЛитРПГ с новой, куда более цепляющей стороны.
Я определённо буду следить за этим циклом, как и за другими циклами автора. В них вложено огромное количество времени, труда и идей автора. Да чего уж там -- души. Особенно с тем учётом, что первые две книги цикла бесплатные (хотя это мне не помешало их купить, лол).
Автору желаю творческих успехов и не выгореть от того количества онгоинов, которые он на себя взял.
Читать цикл однозначно стоит.