5 910
21 598

Заходил

Написал комментарий к посту Нейросети, маркировка, "репутация АТ" и проч.

Я бы не стал искать следы заговора там, где всё можно объяснить раздолбайством, ленью или банальной нехваткой рук

Ну вот это точно не так.

То есть, я тоже первым делом подумал после новости "а не офигеют ли модераторы проверять все эти тысячи книг, на которые кто-то да пожаловался". И да, теоретически можно представить, что жалуются на всё подряд, и просто до топов пока очередь не дошла.

Но... Если ты говоришь "эй, теперь новое правило", то первый очевидный и неизбежный шаг - это проверить, ну не знаю, топ-100 книг по популярности в текущем месяце, без всяких жалоб (ну или по жалобам, как раз на них больше всего поступало, просто потому что они на слуху и имеют много читателей и ненавистников. Готов спорить, что 80% жалоб поступило на 5% самых популярных книг). Это и даст реальный сигнал всем, потому что будет немедленно замечено и принесёт последствия.

А условный бесплатный фанфик со 100 читателями можно вообще не проверять, эффект от проверке будет минимальный, и денежный, и репутационный.

Так что Нестеров прав, у нас явно сознательное решение не жестить, а тихо слить проведение в жизнь нового закона.

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Вообще не знаю, что как менялось в правилах.

Но в целом, конечно, мы наблюдаем зазор между "в правилах задекларировано" vs "по факту это никак не карается".

Без понятия, насколько это вообще проблема платформы, но, конечно, рекомендовал бы публиковать только те правила, за которые правда прилетает, а остальные закопать куда-то в договоры с авторами и так далее. Ну, чтобы не торчало в глазу так явно вот это вот "- Мы вам запрещаем X - А мы срать хотели! - А, ну ладно, мы сделаем вид, что не видим... Не видим мы! Ничего не было! Без комментариев!".

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Да, надо погуглить такие штуки (смутно помню какой-то такой сайт в середине десятых, но тогда он почти не работал адекватно). Ну и попробовать Клода всё-таки). По идее, если есть большой объём оцененных/купленных книг, можно экстраполировать...

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Так он есть. Добавляешь в "Скрывать книги автора", зайти в игнор лист, поменять 6 месяцев на "навсегда" (хотя последнее я делаю, конечно, не каждый раз, а когда список подраспухнет)

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Бгг. Почему бы и нет, но тогда "А живослоперы-графоманы могут подизлайкать этот мой коммент" звучит довольно сомнительно. Ты запретил дизлайкать всем ранее встреченным луддитам твои комменты, поэтому, конечно, дизайлкать их будут всё меньше, что создаёт впечатление на новых комментах, что тебя поддерживает не такой уж малый процент прочитавших. Но ты планомерно запрещаешь дизлайкать всё новым луддитам, поэтому, по идее, дизлайкать тебя должны всё меньше, как будто нет тут таких луддитов.

(Но чот их всё ещё многовато, надо интенсифицировать усилия!)

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Фанаты Дорничева тысячами ставят десятки Дорничеву. И как мне это поможет? И так понятно, что чем больше продаж, тем больше читателей, тем больше библиотек, лайков, наград и так далее. Смысл предлагать тем, кто дочитал до платной главы и КУПИЛ книгу её оценить? Ну, кто купил, тому точно нравится.

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Знаменит, о да. Так, что я ЗА МЕСЯЦ так и не увидел на АТ НИ ЕДИНОГО примера ошибки (с текстом 2023- года размером с типичную главу, а не "мой честный друг написал книжку руками, а Яндекс ему 78% показал".

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Ну, лично для меня авторы, на которых я подписан, это проверенные ребята, у которых почти всё приятно читать.

А чтобы найти нового автора, которого приятно читать, нужно потратить часы поисков, если не дни, причём чем дальше, тем больше.

Поэтому если "мой" автор уйдёт на Литнет, я ТОЧНО буду ему платить на Литнете.

Конечно, бан с пометкой "за агрессивный наглый нейрослоп" лично меня отпугнёт. Но не факт, что это будет по такому сценарию, и не факт, что отпугнёт прямо незначительную долю читателей.

Долгосрочно-то я согласен, вопрос в моменте. Начало жёстких блокировок = явная и заметная просадка прибыли. Да, наверное, потом отрастёт, если мы не ошиблись в прогнозах. Или не отрастёт, но остальные упадут сильнее. В общем, потому и не кусают и не решаются (если Вадим правильно домысливает за Шапина).

UPD: почитал ниже, согласен, что кто ходит по списку топов, те так и продолжат ходить по нему и выбирать, забанят там одного из ста, десять или пятьдесят. Но в момент просадка точно будет. У топов есть постоянная аудитория, по определению).

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Так ИИ с профессиональным автором промптов уже лучше среднего живого автора АТ. Это, прямо скажем, невеликое достижение.

Вопрос планки. Например, пусть средняя нейрокнига лучше 80% средних ручных книг, но объективно быть лучше 85% она сейчас не может (у нейронки объективно ниже разброс качества. Разброс между Пушкиным и графоманом-имбецилом Васей с 0 читателей превзойти не так-то просто).

Если мне как читателю окнорм всё, что выше 70%, то я начинаю читать почти исключительно нейрокниги (они тупо берут количеством и дешевизной).

Если мне как читателю окнорм всё, что выше 95%, то я читаю почти исключительно ручные книги.

Судя по топу, планочка среднего читателя АТ не очень высоко, но читатели очень разные, поэтому пока непонятно, скольких напугает маркировка (и продолжит пугать, если чтение и покупка нейрокниг нормализуется в массовом сознании).

А завтра нейрокнига будет лучше 81% средней ручной книги, потом 82%... Но до 100% она не доберется никогда (да, это ИМХО).

Поэтому живая книга элитаризируется.

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

У вашей супруги пропала половина читаемых ей авторов (переехали на ПЛОЩАДКА_НЕЙМ), с шансами она переедет вместе с ними, или просто будет 1000 платить как раньше на АТ, а 1000 в другом месте. Да, говорят, некоторым читателям всё равно и они просто возьмут следующего по порядку автора из того же виджета - но часть точно отпадёт.

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Не, невозможно. Технически можно сделать биржу рецензий, когда автор вносит денег, анонимный рецензент читает анонимный текст и пишет рецензию от сердца, после чего от биржи постится рецензия на конкретную книгу.

Но то такое). Ладно, что топы узнаваемы - по-факту, автор же не хочет объективной оценки (особенно от случайного человека в среднем крайне низкой компетенции), он хочет, чтобы про него написали объективную, но хвалебную рецензию, чтоб читатели набежали по ней и вообще было приятно. А про 90+% текстов 90+% процентов рецензентов напишут "КГ/АМ". И зачем это автору за его же деньги? Если он хочет духовно расти, он и вполне себе и без биржи критика найдет. А если он хочет рекламы, то так делать контрпродуктивно.

А если ещё мы на нашей бирже вводим оценку рецензента автором и/или возможность заказать у этого анонимного "Рецензента ID 3454376764534" ещё рецензий -- то непонятно, почему сразу не покупать хвалебные рецензии просто).

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Хм...

Я как читатель даже готов платить, чтобы кто-то за меня несколько часов в неделю изучал АТ и присылал рекомендации. Ну, выбрать 10 таких, отсеивать тех, кто не понимает мои вкусы, и в итоге найти лучшего. Реально утомляет вот это вот серийное отсеивание по названию /обложке /аннотации / первой главе. Почему я ещё не попросил об этом Клода...

Написал комментарий к посту Почему нейротексты не маркируют и не будут маркировать

Кстати, много раз видел этот тезис: "Если ты делаешь перерывы, читатели уходят и не возвращаются". Почему так?

Возможно, конечно, я нетипичный читатель, но если мне зашла книга, я немедленно подписываюсь на автора. Когда вижу в ленте, что автор выложил новую книгу - сразу открываю. И на это никак не влияет, новая вышла сразу после старой или через три года. А отписываюсь от автора только если чувствую, что уже несколько новых книг не заходят.

Прода каждый день, конечно, приятнее, чем раз в месяц, но это же не повод бросать купленную или даже просто найденную вроде ничо такую после 284 часов скроллинга выдачи)

Написал комментарий к произведению Нико Вайсхаммер

Крестовский, конечно, нет, что та же Рублёвка. Сенная да.

Я понимаю, что если поменять местами численность населения Москвы и Питера, центр Питера расширится... Но всё равно это место, как по мне, никак не может стать "самым центром". Есть материк, Васька, Петрога... Но через реку от Смольного - ну нет. Ну допустим центр, но не самый центр! Как условный дом на Садовом кольце.

И да, я как представитель первого поколения петербуржцев Петербуржец в Первом Поколении со своих Ветеранов очень ревностен!)))

Написал комментарий к произведению Нико Вайсхаммер

Да, я правильно понял, но ведь это же не центр совсем. Это "довольно недалеко от центра" даже по меркам современного Петербурга.

Зимний дворец - центр. Казанский, Исакий, Спас-на-Крови - центр. Семь мостов, Александро-Невская Лавра, Петроградка - не очень центр. Полюстровская набережная - это примерно как метро "Новочеркасская" или метро "Нарвская". Но Смольный через реку видно, да.

Серьёзно, даже если в этой реальности центр загадочным образом сместился к Московскому вокзалу И по случаю построили мост ровно на изгибе Невы - всё равно это никак не "самый центр".

Прошу прощения за заклёпки, в целом это, конечно, ни на что не влияет, но мы, петербуржцы, токсичный народ.

Написал комментарий к посту А ты-то сам умнее нейросети? IQ-тест ЧатаGPT

В общем, почти любые тесты в интернете склонны льстить пользователю, особенно такой хайповый как IQ). В старших классах набрал 148 (в школе давали бумажную портянку на миллион вопросов за полчаса), и у меня были вопросы, на которые я не смог ответить. Тут же легко отвечаю на всё, а живость ума с тех пор объективно просела...

Написал комментарий к посту Ограничение на число релизов

Простите, я понимаю, что это не лично к вам вопрос, но всё же.

Нельзя же вот так просто взять и проверить Яндексом последние 100 популярных новинок АТ.

Ну, это же займёт целый один час.

А ведь книги, выдавшие 90+% неросетёвости, наверняка требуют несколько часов глубокого человеческого анализа.

Ведь по сей день обнаружено целых 0 (ноль) случаев, когда Яндекс поставил более 20% процентов нейросетёвости чисто человеческому тексту длиной хотя бы в одну типичную главу даже после нероредактуры. Целых ноль, ну вы подумайте! Время проверять по три (или даже ТРИДЦАТЬ) текстов в день, внимательно и тщательно. Желательно начинать с тех текстов, у которых менее 100 библиотек.

Ведь три (пять, двадцать) модераторов действительно не могут вручную прочитать миллион ожалобленных книг в день. Тогда вполне понятно, что до, скажем, "Извозчика из Первой Гильдии", очередь проверки дойдёт только через полгода, когда он завершит цикл. Аудитория хейтеров точно войдёт в положение, ведь ежедневно ещё 20 бесплатных фанфиков маркируются как нейросетевые! Чего же ещё желать!

Написал комментарий к посту Ограничение на число релизов

Ну и, кстати, действительно как будто надо ультимативно проставлять нейросетёвость новым книгам нейросетевого цикла. Потому что если автор написал десять ИИ-книг цикла, какая вероятность, что 11-я будет ручками написана?

А сейчас модератор дошёл, текущие книги промаркировал, а через три дня автор выпустил новую, точно такую же нейросетевую - но без плашки. Деньги-то от неё основные идут, плашки нет, виджеты работают... А зачем ставить плашку, если не ставить выгоднее? Ну пусть модераторы проверяют КАЖДУЮ новую книгу КАЖДОГО нейросетевого цикла отдельно - ну, так, чтобы автор успел собрать денег с подписчиков. Дойдут, проверят, промаркируют. А вот и новую пора открывать... Привет Градову.

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

1. Там в комментах нет таких примеров со скринами. Поздравляю, вы соврамши.
2. Да, 2% - это лично мой тезис. О том, что лично я нигде ни разу не видел, чтобы на текст более 15к символов, написанный не позднее 2022 года, Яндекс выдал бы более 2% нейросетёвости.

Спасибо за комплименты моему стилю). А то, что вы утверждаете, что написали текст без помощи нейросетей, а затем злобный Яндекс обозвал ваш текст нейросетевым... Ну... Простите, я вас не знаю и на слово не верю. А пример из классиков вы таки не привели...

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

(Пруфов, конечно же, не будет. Как и всегда. Ох уж эти мифические тексты классиков, которые выдают в Яндексе >2% нейросетёвости при объёме хотя бы 15к знаков. Их никто никогда не видел, но определённый пласт авторов на них постоянно ссылается)

Написал комментарий к посту Путь Наставника

Серг, пожалуйста, прокомментируйте ситуацию.
Ну, когда вы рекомендуете нейросетевую (о чём вы могли не знать) книгу автора, который публично, в том числе и у вас в комментариях, лжёт, что она не нейросетевая, и который здесь же был пойман на лжи?

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Внимание! Публично посыпаю голову пеплом.

Яся прислала мне настоящий ворд, который последний раз был изменён в 2015 году.

Яндекс по нему выдаёт стабильные 20 с копейками процентов.

Лично я считаю, что дело (помимо особенностей самого текста, из-за которых он кажется нейросетевым) в том, что текст короткий (Символов: 4091 · Слов: 671), а известно, что чем больше объём - тем выше точность, и ранее я в основном гонял на целых типичных АТшных главах.

Но факт налицо, я был неправ и совершенно напрасно и безосновательно осудил Ясю. Приношу свои извинения, был несдержан и несправедлив, следовало писать аккуратнее и со всеми оговорками (а именно, указав на объём текста). Правда стыдно. Постараюсь впредь избегать подобного.

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Бгг.
1. Я ПИСАЛ ЭТО РУКАМИ ОТ СЕРДЦА, МАМОЙ КЛЯНУСЬ - это не доказательство того, что это не ИИ-текст, простите.
2. Даже если это и правда написано руками - проверка на АЖ СТА ВОСЬМИДЕСЯТИ ШЕСТИ СИМВОЛАХ не считается. Простите. Нет, не считается. И да, если запостить одно слово, Яндекс не определит, ИИ его написал или нет. И не потому, что он плохой.

Можно же просто взять главу любого текста, написанного до 2023 года... Или хоть газетную статью... Или из Вики... Но ведь не находится такого примера в сети, ни единого, эх...

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

У меня на файле он стабильно выдает 0,00%.
Я честно тыкал каждую минуту одиннадцать раз (UPD 20:26).
Если вы пишете правду, и у вас таки порой зашкаливает за 1%, мой критерий "нейронка - это больше 2%" всё ещё не опровергается. Не говоря уже о шапинских 30%-это-повод-разобраться

UPD 20:28: на примерно 14-раз он таки выдал 0,45%, ура!

UPD2 20:29: прорвало, стал выдавать разные цифры, рекорд 1,02%. Мои тезисы всё ещё в силе. Затем вернулся к стабильным 0,00%...

UPD 21:26: так и держится на 0,00%

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Нет, по моим словам нейронка - всё, что больше 2%.

Выложите, пожалуйста, сюда этот docx, попробую воспроизвести. У меня всё ещё рекорд всех (пары десятков) тыков 0,94%. Диапазон от 0,00% до 0,94%.

И да, вы очень элегантно ответили на один пункт из трёх).

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Ещё раз (сделаю вид, что поверил, что вы не поняли мой комментарий).

Пока нет НИ ЕДИНОГО примера, когда Яндекс назвал нейросетевым текст, который написал живой автор вот этим вот руками.

НИ ЕДИНОГО, ПОНИМАЕТЕ?

Если вы такой пример знаете - приведите, пожалуйста.

Если у вас такого примера нет - аргументы вида "Яндекс нередко ложно называет нейросетёвыми вручную написанные тексты живых авторов, нельзя ему верить на слово" ничтожны.

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Лично я колебаний больше 1% не встречал.
Но вы можете запостить сюда этот текст!
Но, конечно, не будете, потому что это ложь (ну, если текст больше пары сотен символов длиной).

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

1. Вы "случайно" выбрали текст длиной 419 слов. Понимаю, случайность, вы же не нигде никогда не слышали, что детектор тем точнее, чем больше длина текста. Попробуйте 500 слов, что ли, а лучше 100500. Ну или два слова, и напишите разгромный коммент "Яндекс показал 100% нейросети, а я эти два слова сам написал, от сердца".
2. Я таки несколько раз тыкал на текст этого рассказа, все разы выдавалось меньше 1%.
3. Лично мой тезис украден у Нестерова всё, что >2% - нейронка. Техис Шапина: всё, что больше 30% может быть нейронкой. Ваш тезис: если Яндекс показал 1,7% вероятности у Носова ЗНАЧИТ ОН ВСЕГДА ВРЁТ.

Оукей.

И да, если "детектор, который показывает ненулевое значение на отрывках из Ветхого завета и Войны и мира, причём в разных отрывках разное" - это говорит В ЕГО ПОЛЬЗУ.

Вот если бы он в 100% случаев показывал 0% на живых текстах - я бы напрягся...

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Пост не читал, но мой посыл не в этом же. Ложноотрицательных вердиктов не найдено.

Ещё никто, никогда, ни разу, нигде не сказал "мне вот тут Яндекс показал 70% нейросетевости на текст Толстоевского". Следовательно, пока считаем доказанным, что если Яндекс показал 70% нейросетевости - значит, писала нейросеть.

Но нейроавторы по понятным причинам с этим категорически не согласны, и пишут посты/комменты в духе "мало ли что там эти ваши детекторы пишут, нельзя им верить, врут они всё, зуб даю! Руку на отсечение! В общем, пруфов не будет, но вы верьте, постоянно врут! Нет, ни одного пруфа не будет!"

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Ну я осуждаю вставку комментов с одинаковыми смайликами под последними 100500 комментами любого содержания.

Это как отвечать "Ня!" на абсолютно каждое сообщение в чате. Чат захламляет, никакой пользы не несёт.

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

И снова оффтоп: мне так нравится аргумент "я тут нашёл никому неизвестный сервис, называется "100% определитель ИИ-текстов", так вот, он неправильно определяет ИИ-тексты. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, не существует надёжных определителей ИИ-текстов".

Но такой определитель (по состоянию на сегодня - точно есть один, это наверняка изменится) существует. Но очень удобно делать вид, что ты о нём не слышал (да, многие и правда не слышали), даже если именно он такой один упоминается в исходном посте, под которым ты комментируешь.

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Спасибо!

Понимаете, никто не утверждает, что абсолютно любой ресурс в сети, который утверждает, что он умеет распознавать нейросетевые тексты, действительно корректно распознаёт нейросетевые тексты.

На всякий случай, для мимокрокодилов: если где-то в инете выдалось N% нейросетёвости, это не значит абсолютно ничего.

Пока у нас вроде как в топе https://yandex.ru/lab/neurodetector
Я ни разу не видел, чтобы он показывал >2% реальным ручным текстам или >5% (число, возможно, завышено) - ручным текстам, которые редактировали с помощью нейросети.

Пока есть один конкретный ресурс, который выглядит адекватным реальности. И да, как видно по скрину выше, ваш старый текст он опознаёт как 100% авторский).

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Но вы утверждаете, что 5% укладывается в границы погрешности. А на каком основании? Может, погрешность 0,1%? Или 1%? Или 50%? Чтобы ваше мнение имело хоть какой-то вес, его надо хоть чем-то подкрепить.

(Да, моё мнение тоже бесценно xD)

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Ну, Нестерову не удалось добиться такого процента от гарантированно оригинальных текстов.

Если вам удалось - пишите, пожалуйста! Только тексты проверяемо 2022-

Я не то чтобы верю в абсолютную надёжность проверялок. Просто... Ну... реально лично я ни разу не видел пример гарантированно ручного текста, который бы Яндекс определил в более чем 2% нейросетевым.

Написал комментарий к посту Доработка маркировки произведений, написанных с помощью нейросетей

Если честно, я уверен, что это очередная ложь нейроавтора.

Дайте, пожалуйста, ссылку на текст 2013 года (чтобы дата выкладки была проверяемая), если окажется, что он действительно распознаётся Яндексом как нейросетевой с 5% вероятности, я публично посыплю здесь голову пеплом.

Написал комментарий к посту Путь Наставника

Могу ответить только здесь).

Ярослав кинул меня в ЧС, не дожидаясь, пока я выдеру текст какой-нибудь другой главы из некопируемого текста читалки АТ, так что я и забил было. Но... Это... У Ярослава в Укротителе Драконов было под 100% нейронки, тут в первой главе 99%...

И он уверенно пишет, что ну это мы только одну первую главу сокращали нейронкой, верьте все, а ты в бан, нечего читателей смущать! Да, и определялка такая чувствительная, что сразу 99% показала. А я клевещу, раз не все главы прогнал через детектор (напомню, текст этих глав мне недоступен, а вот автору - да). А определялка такая чувствительная, что по сей день ни один человек не привёл пример, чтобы она тест доИИшной эры (2022- хотя бы) обозначила как нейросетку с шансом выше 2% (только, "мамой клянусь, сам писал, а показывает 100% нейросетки!!!11") или чтобы нейрокорректуру живого текста выше нескольких процентов определила. А так по остальным главам 2%, нечего врать! И вот он пришёл сюда осуждать злобных клеветников. Ну...

Оукей, проверил главу 4 (по вчерашним скринам, если что, могу показать).

2%, да.

Автор просто прямо лжёт в паблике. Ок. Читатели это уже не увидят, но вы, Серг, увидите. Если вам такое норм - ок, учту.

Я, конечно, нейроскептик, но совершенно не против того, чтобы такие книги выкладывались и продавались на АТ. Но очень смешно, как нейроавторы врут, изворачиваются и отрицают очевидное. Штош, ждём 2 мая.

Распарсенный текст главы 4 для перепроверки.

Тишина в котельной стала такой плотной, что, казалось, произнеси слово, и оно материализуется, повиснет перед лицом округлым облачком пара.

На меня смотрели кто с любопытством, а кто с настороженностью. Но этот взгляд — из полутьмы, от стены — был тяжелым, изучающим, как у следователя, который уже составил обвинение и теперь ждёт только признательных показаний.

Я так и сидел, стараясь не совершать резких движений.

Даже мелкие хищники могут агрессивно отреагировать на резкость. А эти беспризорные дети давно научились быть хищниками в своей среде. Для более крупных представителей вершины пищевой цепочки они — жертвы. Но внутри своей стаи... тут роли давно поделены и сейчас я видел, что мной заинтересовался вожак.

Я сразу понял: это тот, чьё слово здесь веское. Я таких в своей секции видел не раз. И распознавал сразу. Это не сложно. Просто нужно посмотреть, кто, как и с кем общается. В любом подростковом коллективе рано или поздно появляется лидер. Не тот, кого назначают, а тот, кого признают. Иногда, критерий — сила, иногда — ум, порой — просто характер. Этот, судя по тому, как он сидел в тени, наблюдая за всеми, был именно таким. Он не суетился, не выкрикивал приказы, не демонстрировал власть. Он просто был здесь, и все это знали.

У него мог быть и заместитель, который часто выступал первой скрипкой: нахать, подколоть. Но сейчас... сейчас я чувствовал, что говорит именно вожак. И это значило только одно — его подозрения на мой счёт весьма серьёзны. Из этих предположений мне и следовало действовать.

— Косой, — сказал вожак медленно, не сводя с меня глаз. — Чё такое базаришь?

Косой замялся, поёжился. Похоже, только сейчас понял, что сказал лишнего. Но отступать было поздно.

— Да просто… — он пожал плечами, стараясь говорить небрежно. — Как подменили нашего Огрызка. Сам знаешь, какой он... ну, дурак дураком. Вечно дерганый какой-то. А тут вдруг...

Он запнулся, виновато покосился на меня.

— Ну, говорит — сделай то, сделай это. И в сток полез, и меня за собой потащил, и дыши, говорит так... И уши растирай... и про одежду... Я вообще ничего не понял, отвечаю.

Косой усмехнулся, но в его усмешке не было подвоха. Он действительно не понимал, что натворил. Просто говорил, как есть, бесхитростно, по-детски. Может даже чуть заискивал перед вожаком.

— Наверное, башкой приложился, — добавил Косой, разводя руками и усмехаясь. — Да что-то там щёлкнуло. Дело нехитрое, бывает.

Парень из тени не сводил с меня взгляда. Я буквально чувствовал его тяжесть.

— Эко ты, Огрызок, — сказал он наконец, обратившись ко мне. В голосе его не было угрозы, но и дружелюбия тоже не было. — Героем, молодец. Косого вытянул, от чёрных увёл. Это хорошо.

Он помолчала, словно взвешивая слова.

— Конечно, расти, грубеть нужно. Не то загнёмся мы тут быстро. Только вот... как ты так соображать-то вдруг начал? — в голосе появилась лёгкая, едва заметная насмешка. — Секретом не поделишься?

Я молчал, глядя на него. Я понимал, что происходит. Косой случайно подставил меня, скорее всего сам того не желая. Для него всё было просто — знакомый пацан вдруг стал вести себя иначе, и он сказал об этом вслух, как о погоде или о том, что сегодня холодно. А для кого-то... для кого-то это был повод задуматься. Похоже, вожак опасается чего-то, и похоже, не напрасно. А моё поведение столь решительно не вписывалось в стандартную картину, что это не могло не насторожить.

Вопрос лишь в том, насколько опасной может быть ситуация. Пока я не понимал к чему клонит вожак, но у меня, как всегда в таких случаях, было два варианта.

Первое, косить под дурочка, и это, пожалуй, сработало бы. Ведь не зря Косой называл Огрыза дурачком. Второе, перехватывать инициативу и никому ничего не объяснять. Просто стоять на своём и не отступать. Не навязываться ни в коем случае, просто действовать уверенно. И несмотря на то, что первое проще, второе перспективней.

Я не раз видел похожие разборки. Новичков либо потенциально слабых мальчишек старались прогнать. Это нормально — установление иерархии в подростковой группе. Если это не выходило за разумные пределы, я никогда не вмешивался. Но если я видел, что начинают творить жесть... впрочем, здесь другая ситуация. Здесь в роли того, кого хотели прогнать был я. А я предпочитаю расставлять точки над і сразу.

— А с чего я тебе что-то объяснять должен?

Я поднялся. Медленно, не торопливо, даже немного лениво. Вышел в центр и встал напротив вожака. Спина прямая, ноги, по привычке, чуть расслаблены в коленях. И вдруг понял, что перегибаю палку. Да, я не привык ни перед кем отчитываться и уж тем более не перед каким-то мальчишкой, решившим высказать мне претензии. Но, чёрта с два, Огрызок... он не такой. Продолжи я вот так... и это однозначно воспримут, как прямую угрозу, как попытку свержения власти. А я этого делать не собирался. Пока. Слишком мало у меня понимания, что происходит вокруг. Не так стратегия.

Не успел я об этом подумать, как тут же получил подтверждения своим мыслям. Кто-то присвистнул. Кто-то произнёс тихо:

— Опа, Грызок-то полез...

И ещё:

— Ну, щас будет, походу...

— Кость его осадит...

Прямая конфронтация в мои планы не входила, и я понял, надо слегка сбавить обороты.

Кость — теперь я знал, как зовут вожака — молча смотрел на меня из темноты.

— Огрызок, ты не слишком много на себя берёшь?

Голос его был спокоен, но я стоял уверенно и расслабленно. Поза почти не изменилась, я лишь немного приопустил плечи. Так противник чувствует меньше угрозы, это снижает накал.

— В общем-то нет, — я слегка повёл плечами. Стоял прямо, глядя в глаза вожаку. — Я просто спрашиваю простой вопрос. Ты меня в чём-то подозреваешь?

Кость молчал, думал. А я продолжил:

— Если да, то в чём? Если нет — почему я должен отчитываться? Я ничего плохого тут не сделал. Косого спас, когда припекло. От чёрных увёл. Вроде больше ничем не отличился. А ты на меня бочку катишь, будто я тут мать родную продал. Причём нашу общую с тобой мать.

Я сделал паузу, давая словам осесть, улечься в головах. Когда выстраиваешь какую-то логику, главное — не спешить. Тут важно, чтобы все и всё хорошо усвоили.

— А ведь это не так, верно? — продолжил я. — Мы с Косым от чёрных едва ноги унесли. Рваться надо, что свои вернулись. А ты волком смотришь.

Слова лились сами собой, и я чувствовал, как что-то внутри подсказывает мне интонации, обороты, даже какие-то местные словечки. Будто в голове у меня открылся тайник, о существовании которого я не подозревал. А может, это был просто опыт — десятилетние, школа, секция, сотни мальчишек, которых я учил не только ушу, но и тому, как быть мужчиной. В конце концов, разница не такая большая — трудные подростки в Новокузнецке или трудные подростки здесь. Законы везде одни.

И «грузить базаром» приходилось не раз. Навыки подзатерялись, подзабылись, но видно не до конца. Тут главное показать свою смекалку и то, что голову в плечи прятать не собираешься, но и врагами становиться тоже не хочется. Просто я обозначал личные границы. Очевидно, Кость покрепче меня будет, вот только... памяти тела, наверное, нет, но память разума никуда не делась, за себя постоять смогу, если понадобится.

Я его не боялся и Кость это отлично чувствовал.

Вожак медленно поднялся. Теперь я мог разглядеть его лучше: худощавый, но крепкий, с широкими плечами и жилистыми длинными руками. Лицо острое, скулы такие, что, казалось, вот-вот прорежут бледную кожу. Вылитый молодой Авраам Линкольн, каким я мог бы его представить. Пусть этот человек и не из нашей культуры, но других сравнений в голову не приходило. И глаза у этого Линкольна тёмные, цепкие. В них ни капли той обречённости, которую я видел у остальных. Силён, что тут скажешь.

Кость смотрел на меня и молчал, а потом произнёс, веско, но спокойно:

— За слова свои отвечать будешь?

— Всегда отвечу, — ответил я так же спокойно. — Проблемы не вижу. Это ты, кажется, тут её раздвигаешь.

По сторонам прошёл шепоток:

— Оп-а... ничто се...

— Огрызок-то скалится, а...

— Тише вы.  

Кость стоял, глядя на меня, и снова молчал. Я видел, как он думает, как просчитывает варианты. Моё поведение не укладывалось в его картину мира. Огрыза — трусливый, злобный, никчёмный Огрыза — вдруг стоял перед ними и спокойно смотрел в глаза, не отводя взгляда.

— То, что Косого вытащил — это красавец, — наконец сказал Кость. — Никто спорить не будет.

Он сделал шаг вперёд, и я почувствовал, как напряжение вокруг стало почти физическим.

— Вот только... то, что подменили тебя, смущает. Сам знаешь, как это стать может.

Он говорил спокойно, почти дружелюбно, но я слышал в его словах то, что было за ними: проверка и чуть скрытая, завуалированная угроза или подначка.

— Чёрные монетку дадут — и хоп. У нас черныш завёлся. А потом он всё сливает своим хозяевам: где мы, сколько нас, когда спим, когда мочиться ходим — всё. Так и случается. Поэтому и вопросы.

Я его прекрасно понимал. В мире, где детей отлавливают, как бродячих собак, где свои могут оказаться чужими, где за мелкую монету продают, — в таком мире любое изменение в поведении вызывает подозрение. Особенно если ты — лидер и отвечаешь за всех.

Я слушал и понимал: он умён. Всё грамотно делает. Не просто боец, не просто лидер — стратег. Он не нападал, не угрожал, не давил. Он просто излагал факты, ставя меня в положение, где я должен оправдаться. И если отвечу агрессией — значит, крыса, которая боится, что её раскроют. Любой мой шаг будет прочитан, любой ответ использован против меня.

Но я играл в эту игру уже очень давно, и правила её помнил отлично.

— Если я чёрный, как ты говоришь, — сказал я, глядя ему в глаза, — на хрена мне было Косого из воды вытаскивать? А потом от чёрных уводить?

В котельной повисла тишина. Лишь один тихий шепоток:

— Дело говорит Огрызок.

Кость не обернулся. Он смотрел только на меня.

— Мог и для вида, — сказал он, но в голосе не было прежней уверенности. — В доверие втереться.

Я уже собирался ответить, что для вида я бы приташил только куртку Косого, а не его самого. И рассказал бы, как героически спас его, но тот всё-таки пошёл ко дну. И в таком случае некому было бы на меня подозрения наводить. И не стояли бы мы сейчас вот так, а просто спокойно легли бы спать. А проснулись бы уже с головой в тумбе, кому положено. Но...

— Да ладно, Кость, — вдруг сказал кто-то из темноты.

Я повернул голову. Говорил другой парень, постарше, сидевший у соседнего котла. Он был ниже, шире в плечах, с лицом, которое трудно было назвать выразительным — круглое, простое, с широким носом и маленькими глазами. Но в голосе его была спокойная уверенность, которая говорила: здесь его тоже слушают.

— Серьёзно, — продолжил он. — Нормально всё. Огрызок просто зубы, походу, отрастил немного. Все мы тут на одной стороне. Оставь ты.

Кость посмотрел на него, потом снова на меня. Долго смотрел, не отводя взгляда. Я стоял спокойно. Но напряжение так и висело между нами, и похоже, все его чувствовали.

Наконец Кость кивнул и сказал:

— Ладно. Зубы скаль, да только кусать не надо. Будешь кусать — зубы выбью.

Сказал он это спокойно, без злобы, скорее как констатацию факта. Я кивнул, принимая правила игры.Кость снова отошёл в тень, опустился на своё место, и я почувствовал, как напряжение в зале спадает.

— Договорились, — ответил я и тоже уселся туда, где сидел. Поближе к огню.

Мне показалось, я даже услышал вздохи облегчения вокруг. Ситуация была на грани, но мне удалось с ней справиться. Я тоже медленно выдохнул.

Какое-то время в котельной было тихо. Потом разговоры возобновились, но я чувствовал, что на меня поглядывают иначе. С любопытством, с осторожностью, но без того пренебрежения, которое, должно быть, было раньше.

Я сидел, глядя в огонь, и думал.

Этот Кость — не дурак. Он просто защищает своих. И делает это правильно, по-своему. Если бы я был на его месте, возможно, поступил бы так же. Но всё равно, с ним нужно быть осторожным. Его подозрения могут перерасти в параною. Тогда мне придётся не просто. А у меня пока были другие задачи. Для начала нужно больше узнать о том месте, куда я попал.

Ведь я не Огрызок. Я не знаю этого мира, его правил, его законов. Я не знаю, кто такие эти чёрные, куда они забирают детей, что за стена там, за городом. Я не знаю, что за кристаллы собирались продавать те мужики-практики на реке. Я не знаю ничего. Но я не пацан, который будет сидеть на заднице ровно. Меня не устраивает быть здесь беспризорником — отбросом общества.

И... эти дети...

Когда я смотрел на них, думал, какие они побитые жизнью, озлобленные, загнанные. Даже тот же самый Кость... У меня начинало щемить сердце.

Да, и в нашем мире происходит подобное, но здесь... здесь, будто смотришь в кривое зеркало, где отражается самая суть, и она ужасна. Дети живут в заброшенных котельных, их отлавливают, шлю́т в какие-то дикие земли, где они мрут пачками. И никому до этого нет дела? Что за жуткий мир?

В какой-то момент, когда я говорил с Костем, я ощутил, что где-то внутри есть чужая память. Того, в чьё тело я попал. Но она, похоже, заблокирована. С ней просто так не поговоришь, не позадаешь вопросы. А было бы неплохо. Наверное, Огрызок мог бы многое мне рассказать. Вот только... нет такой возможности. Пока.

Я вздохнул и вдруг почувствовал, что тело моё на пределе. Холод, который я игнорировал всё это время, снова дал о себе знать. Пальцы на ногах я чувствовал, но очень слабо. Руки тоже начинали неметь. В горле першило, и я с трудом подавил кашель.

Надо было спать. Надо было отдыхать. Надо было дожить до завтра.

Я огляделся. Дети сидели у огня. Кто-то уже спал, свернувшись калачиком на застеленном какими-то тряпками бетонном полу. Кто-то тихо переговаривался. Кость, там в тени, затих, и я не знал, спит он или просто караулит свою стаю.

Я подвинулся ближе к Косому. Он возился со штанами, пытаясь заделать не то тонкой проволокой, не то запятать иголкой с ниткой дыру в штанине.

— Слушай, — сказал я тихо, чтобы никто не слышал. — Тут, кажись, не понимают, что человек может память потерять. А мне как-то жить надо.

Косой поднял на меня глаза. В них была вина — похоже, он осознавал, что наговорил лишка.

— Скажи хоть, где я сплю-то, — продолжал я. — Ведь даже этого не помню. Только ты не трепись больше никому. А то, видишь, Кость глядит, будто я враг какой.Косой помолчал, потом осторожно кивнул куда-то в сторону.

— Вон там, — сказал он тихо. — За трубой, под лестницей. Твоё место.

Я посмотрел в указанном направлении. В полумраке котельной, среди огромных

цилиндров котлов и паутины труб, виднелась старая железная лестница, ведущая куда-то наверх. Под ней, в углублении, угадывалось что-то вроде нар — доски, тряпки, какие-то мешки.

— Ладно, — сказал я, поднимаясь. — Я боковую.

Косой кивнул. Кто-то из сидящих у огня бросил:

— Давай, Огрызок.

Я почувствовал на себе взгляды. Странно, но в них было что-то вроде уважения. Или, по крайней мере, любопытства.

Я пошёл к своему месту, стараясь ступать тихо. Обрезанные трубы нависали надо мной, огромные, чёрные, покрытые копотью и ржавчиной. Словно оскал жестокого великана.

В топке котла догорал огонь, и отсветы плясали на стенах, оживляя мёртвые механизмы. Придавая совсем немного жизни этому гиблому месту.

Лестница, под которой был мой закуток, оказалась старой, со ступенями из металлической решётки, с которой свисала шелуха ржавчины. Наверное, реши кто подняться по тем ступеням, всё это добро посыплется прямиком мне на голову. Что ж, Огрызок, не выбрал себе место получше? Хотя, о чём я говорю?

Под лестницей, в нише, действительно были двухэтажные нары. Похоже, у меня мог быть сосед, но сейчас верхний ярус пустовал — застелен тряпками был только мой, нижний. Нары оказались сколочены из старых необструганных досок, укрытых какой-то ветошью. Рядом на полу стояла ржавая банка, валялись огарки свечей, какие-то тряпки.

Я опустился на нары, нащупал тряпки, натянул их на себя. Холод пробирал до костей, но здесь, под лестницей, было чуть теплее. Я сидел и смотрел на тени, пляшущие по стенам.

Да уж. Вот так переродился.

Мысль о моём старом мире пришла неожиданно. Я вспомнил зал, запах линолеума и старого дерева. Вспомнил мальчиков, их лица, когда я упал. Как они кричали: «Тренер! Тренер!» Как они там?

И вдруг понял, что у них всё нормально. Я дал тем ребятам всё, что мог. Дальше они сами.

Я повернул голову и посмотрел на сидящих рядом с топкой детей, тянущих замерзшие руки к теплу. Лица были подсвечены огнём — худые, бледные, измождённые. Кто-то спал, кто-то просто сидел, глядя в одну точку. Кость в своей тени не двигался. Девочка лет тринадцати тихо перебирала какие-то тряпки, наверное, пытаясь найти потеплее.

Похоже, здесь у меня ещё были дела. И их побольше, чем в той жизни. Похоже, здесь и сейчас я был нужен. Сам не знаю почему, но я улыбнулся.

Хватит, Андрей, страдать. Пора начинать обживаться.

Я поёрзал на жёстких досках и осмотрелся.

Справа нары упирались в грязную кирпичную стену. Нет, не совсем стену — начало дымохода, к которому вплотную приткнулся огромный котёл. Когда в нём горел костёр, наверное, тут было даже тепло. По крайней мере, сносно.

В стене виднелось несколько выбоин — не хватало пары кирпичей. Я заглянул в эти ниши. Вдруг дырки насквозь, и тогда дым мог идти на меня. А так и задохнуться недолго. Я сунул руку в одну, затем в другую, и... замер.

Внутри что-то было.Я медленно, стараясь, чтобы никто на меня не обратил внимания, взял то, что стояло внутри и вытащил. У меня в руках оказался замотанный в грязную тряпку свёрток.

Я присел на нары, аккуратно развернул находку. Шкатулка. Маленькая, деревянная, расписная. На тёмном фоне котельной, среди грязи и ржавчины, она казалась чем-то чуждым, неправильным. Слишком красивой для этого места. Что-то в ней было такое, что притягивало взгляд. Я протянул руку, коснулся деревянной поверхности. Погладил её. Лак. Гладкий, с мелкими неровностями — ручная работа.

Шкатулка была небольшой, размером с ладонь. Дерево — тёмное, старое, но когда-то, видимо, дорогое. Поднёс к глазам. Роспись — цветы, птицы. Замочек медный, с тонкой гравировкой.

Воспоминания накатыли волной.

Лёха Косыгин. Мальчишка, который так и не научился быть послушным. Загремел в детскую колонию, а ведь руки у пацана были золотыми. Он как-то прислал мне подарок — похожую шкатулку. И она оказалась с секретом. Я улыбнулся, отгоняя воспоминания.

Проведя пальцем по крышке, я медленно открыл её, и вдруг внутри что-то щёлкнуло. Из шкатулки полилась тихая, нежная музыка.Я замер. Музыка была странной — не похожа на те мелодии, что я знал. Какая-то тягучая и печальная. И в ней было что-то знакомое, хотя я точно знал, что никогда раньше не слышал этой мелодии.

Внутри, на бархатной подкладке, лежала гравюра. Портрет женщины.

Она была молодой — лет двадцати пяти, не больше. Тёмные волосы убраны в сложную причёску, глаза большие, тёмные, с какой-то особенной, глубокой грустью. Одета она была в платье с высоким воротником, какие я видел на старых фотографиях, — конец девятнадцатого, начало двадцатого века.  

Я смотрел на этот портрет, и внутри меня, где-то глубоко, в самом сердце, что-то отозвалось. Не мысль, не воспоминание — чувство. Тёплое, щемящее, горькое. Как будто я знал эту женщину. Как будто она была мне дорога.

Но я не знал её. Я никогда её не видел. Это не мои чувства. Это чувства того, кто был в этом теле до меня. Огрыза.

Я закрыл крышку. Музыка оборвалась. Тишина стала тяжёлой, давящей.







Наверх Вниз