Рецензия на повесть «Ловец человеков #1»
На А.Т. полно всякого попаданчества и дичайшѣй альтъ-фрикъ-хистори, однако этотъ циклъ стоитъ нѣсколько особнякомъ - поскольку писанъ до созданiя А.Т. какъ такового. Такъ что желанiе ознакомиться понятно - это жъ какъ артефактъ изъ другой эпохи! Ну а поскольку лайковъ и библiотекъ у книгъ хватаетъ, я тутъ попытаюсь со всѣй присущей мнѣ деликатностью высказаться по циклу разомъ.
Итакъ, авторъ живописуетъ Европу (точнѣе - Священную Римскую Имперiю Германскихъ Нацiй) 1390-хъ годовъ, раздираемую противорѣчiями не только свѣтскихъ и духовныхъ властей, но и конфликтами внутри указанныхъ группъ. Это - отъ исторической части; отъ фэнтезiйной прибавляются колдуны, призраки, вампиры и прочая бѣсовщина. Альтернативность исторiи ограничена сдвигомъ рамки: Инквизицiя образовалась иначе, чѣмъ въ реальномъ мiрѣ, и ко времени описываемыхъ событiй уже успѣла реорганизоваться въ Конгрегацiю. Тутъ и стартуетъ сюжетъ: честный бла-ародный дознаватель при нѣкоторой помощи сотоварищей разгребается съ творящимся бардакомъ. Сюжетъ полонъ лихихъ приключенiй, внѣзапныхъ поворотовъ и прочего - но давайте присмотримся внимательнѣе. Дьяволъ, какъ извѣстно, кроется въ мелочахъ, Инквизицiя гарантируетъ это. Вотъ и пойдемъ отъ малого къ большому.
Что насчетъ Г.Г.? На стартѣ онъ - простой слѣдователь Инквизицiи, изполняющiй свои обязаности не просто прилежно, а педантично. Никакихъ чудесъ, просто упорство и превозмоганiе. Кто Г.Г. въ концѣ? Крутой слѣдователь, жтвая легенда Инквизицiи, изполняющiй свои обязаности не просто прилежно, а педантично. Ну а что измѣнилось-то въ Г.Г. за всѣ книги? Какъ развился онъ въ личномъ планѣ? Да, въ общемъ-то, никакъ. Онъ просто сталъ кручѣ и циничнѣе.
Въ сухомъ остаткѣ Г.Г. - просто крутой "средневѣковый оперъ" отъ Инквизицiи. Это еще не то чтобы плохо само по себѣ, разкрыть можно почти любого персонажа. Примѣровх хватаетъ и на А.Т., и въ "ментовскихъ серiалахъ". Однако тутъ въ угоду крутизнѣ Г.Г. оказались слиты всѣ очевидные ходы, которыми можно было бы его "оживить".
Самый очевидный варiантъ - внутреннiй конфликтъ - просто напрашивается, однако авторъ его принципiально не разсматриваетъ. Хотя, казалось бы, все на поверхности: Г.Г. - слѣдователь Инквизицiи, т.е. оффицiально рукоположенный священникъ. Это оговорено прямымъ текстомъ и не разъ, это не моя фантазiя. Какъ священнику Г.Г. - какъ бы это поделикатнѣе сказать - закрыта часть мiрскихъ удовольствiй. Дѣло не только въ засаленной темѣ "женщины и алкоголь" - хотя и это тоже - Г.Г. не всякую пищу не во всякiй день есть можно. И одновременно ему какъ дознавателю надо вести разслѣдованiя.
Разве не интересно было бы разкрыть, каково ему это? Какъ Г.Г. живетъ въ такихъ непростыхъ условiяхъ? Какъ онъ справляется съ изкушенiями? А если не справляется, оступается - то каково уже это? Что, простите за каламбуръ, у нашего душеспасителя творится на душѣ?
Сказать объ этомъ ничего нельзя - тема не то что не разкрыта, а даже не намѣчена. Болѣе того, она развернута задомъ напередъ: Г.Г. вполнѣ имѣетъ близостт съ женщиной, причемъ неоднократно, да еще и не съ одной. А, поимѣвъ, никакъ на тему грѣха прелюбодѣянiя не размышляетъ. Подъ конецъ оказывается, что у Г.Г. имѣются внѣбрачные дѣти - мальчикъ и дѣвочка. Отъ разныхъ матерей, если что. Ай да "живая легенда Инквизицiи", ай да кобелина! Вотъ ужъ примѣръ добраго католика!
У читаннаго-перечитаннаго Виктора Гюго въ "Соборѣ Парижской Богоматери" тоже былъ священникъ (по совмѣстительству алхимикъ и чернокнижникъ), возжелавшiй цыганку-танцовщицу. Однако онъ, даже будучи "плохишомъ", все же осознавалъ грѣховность влеченiя. И даже комбинацiи строилъ - молъ, это не у него разумъ отъ похоти помутился, это его цыганка околдовала. "Разпутной дѣвкой я, какъ бѣсомъ, одержимъ, / Цыганка дерзкая мою сгубила жизнь" - это уже изъ мюзикла, но ухвачено верно. На тему свояго грѣхопаденiя и неминуемаго посмертнаго воздаянiя Клодъ Фролло размышлялъ серьезно. Не то - Куртъ Гессе; обеты презрѣлх, грѣху не единожды предавался, двухъ бастардовъ отъ разныхъ женщинъ настругалъ, разкаянiя ни въ одномъ глазу - однако жъ герой.
Почему такъ? Потому что - крутой мужикъ! Наложницу самого Императора трахнулъ! Даже нѣтъ - она ему сама дала! Во какой крутой! Ай малацца, слѣдователь такого-то ранга, рукоположенный священникъ!
Или вотъ менѣе очевидный приемъ: въ критическiй моментъ антагонистъ пытается сломить волю Г.Г., какъ бы "открыть глаза". Молъ, вышестоящiе начальники просто изпользуютъ тебя, слѣдователь такого-то ранга, въ своихъ интересахъ. Въ стилѣ: "Тебя подобрали на улицѣ, откормили, натаскали, а теперь натравливаютъ на неугодныхъ, какъ пса! Ты полностью зависимъ отъ свояго начальства, все у тебя казеное, даже штаны, а свояго - ничего и нѣтъ! Ни дома, ни друзей, ни семьи - только служба до гробовой доски. Твоя жизнь - она не очень-то и твоя, ея разпланировали и прожили за тебя. А и помрешь - поставятъ на могилку стандартный крестикъ, прочтутъ стандартную молитву за упокой. да и хватитъ съ тебя почестей! Тебя попользовали! Ты же понимаешь, что все сказанное мной - правда. Признай: ты - разходный матерiалъ, стрѣляный патронъ въ обоймѣ, твои идеалы - ложны, а жизнь - пуста!".
Характерно, что подобныя сцены въ книгахъ есть. Но - какъ реагируетъ Г.Г.? Достигала ли атака противниковъ цѣли? Задевали ли слова нѣкiя струны души Г.Г.? Смущался ли онъ? Сердился? Что чувствовалъ вообще? И, если, колебался, то - какъ укрѣплялся въ вѣрѣ?
Пустые вопросы! Ничего подобнаго нѣтъ и не было. Г.Г. разъ за разомъ давалъ простой отвѣтъ: ну да, меня на улицѣ подобрали, натаскали и теперь пользуютъ, но это неважно, потому что въ жизни всѣ всѣхъ пользуютъ. А чо нѣтъ-то?
Надо было такой ходъ еще сумѣть слить, но авторъ справилась. Почему? Потому что Г.Г. - крутой мужикъ, какъ въ серiалѣ. А кому кажется страннымъ читать эдакiе разсужденiя не отъ мѣлкаго уголовника, а отъ рукоположеннаго священника - что жъ, другихъ у насъ для васъ нѣтъ.
Варiантъ на закуску - не самый очевидный, но сильно оживляющiй произходящее - разношерстност дѣйствующихъ лицъ. Хотя бы на примѣрѣ рѣчи героевъ. До нашихъ дней въ немецкомъ дожили нѣкоторые дiелекты, включая гессенскiй (см. фамилiю Курта), а ужъ въ XIV вѣкѣ различiя были еще сильнѣе. Кстати, самъ Г.Г. вспоминаетъ въ текстѣ, что изъ него мѣстечковый говорокъ выбивали... но и только. Довольно странно, поскольку удачныхъ примѣровъ обыграть подобное - просто прорва, отъ классическаго "Бобро поржаловать въ Шти" до болѣе современнаго "Кингсмэна" и третьей части Deus Ex, гдѣ герои оказываются въ Польшѣ. Здѣсь же всѣ персонажи одинаковы и невыдѣляющiеся, какъ будто изъ одного города - хотя собраны со всѣй С.Р.Г.Н. съ юору по сосенкѣ. Да, это мелочь, но какъ она могла оживить даже предѣльно пресныя "похожденiя опера"!
Съ антагонистами картина примѣрно такая же: болванчики. Во всѣхъ книгахъ, покажу на парѣ примѣровъ.
Вотъ во 2-й части Г.Г. разкрываетъ заговоръ малефиковъ изъ высшаго свѣта, главами которого являются герцогъ и епископъ. Масштабъ заговора поражаетъ, поскольку въ С.Р.Г.Г. со временъ Золотой Буллы Иператора выбирали курфюрсты, а помянутые герцогъ и епископъ какъ разъ изъ таковыхъ. Это прямо прописано, если что. Однако же попавъ на допросъ въ концѣ книги, они дружно разкололись и сдали все, что знали.
Собственно - что за глупость?!
Всѣго пару дней спустя подъ стѣнами города появились бы (по сюжету - дѣйствитеьно появилось!) войска этихъ самыхъ бла-ародныхъ господъ, требующiе освободить "невинно схваченныхъ". Конечно, взяли благородныхъ доновъ на горячемъ - проведенiи чОрной мессы - но зачѣмъ было такъ такъ сразу колоться?! Благородныхъ господъ не пытали еще (ни дыбу, ни иголки под ногти) - а они признались прямо во всемъ!
По логикѣ собственно атворского повѣствованiя выходило, что оптимальной тактикой благороднымъ донамъ было бы все отрицать и ждать прихода войскъ. Какового прихода сами инквизиторы и боялись. Тотальное отрицалово было бы логично по многимъ причинамъ. Вѣдь взяли благородныхъ господъ когда? Ночью. Гдѣ? Въ подземельѣ. Кто? Инквизиторы безъ иныхъ лицъ. Прекрасная же линiя вырисовывалась! Молъ, полгядите-ка: кровавые инквизиторы для повышенiя разкрываемости и увеличенiя свяго вѣса повязали бѣдныхъ-невинныхъ бла-ародныхъ доновъ и пытаются выдать за малефиковъ.
Подобная линiя имѣла бы всѣ шансы на успѣхъ, потому что недавно - пару главъ назадъ - инквизиторы арестовывали дочку помянутаго герцога, но вынуждены были отпустить за недостаткомъ уликъ. А теперь-то дочка проходитъ какъ вѣдьма, а отецъ ея - какъ малефикъ! Служанка дѣвицы, между прочимъ, умерла - прямо въ инквизиторскихъ подвалахъ! Совпаденiе ли это?!
Все складывалось бы одно къ одному. Схваченные герцогъ и епископъ - имѣютъ право голоса при выборѣ новаго Императора. Какъ извѣстно изъ авторскаго текста, на выборахъ дѣйствующаго Императора оба арестованныхъ голосовали "противъ". А дѣйствующiй Императоръ благоволитъ Инквизицiи... И все, картинка сложилась: инквизиторы, которымъ покровительствуетъ Императоръ, заарестовали двухъ курфюрстовъ, голосовавшихъ противъ его избранiя. И пытаются поскорѣе осудить ихъ и сжѣчь, чтобы концы въ воду.
И вѣдь какъ коварно кровавые инквизиторы работали! Сначала они стали давить на самое слабое звено - служанку дочки герцога - чтобы та настрочила кляузу на хозяевъ. Да перестарались, уморили бѣдняжку въ застѣнкахъ. ПОтомъ повязали дочку герцога, стали выбивать показанiя противъ отца уже изъ нее - и приморили бы тоже, но вовремя вмѣшался самъ герцогъ. Какъ герой, одинъ и безъ охраны, вошелъ онъ въ гнездо кровавыхъ инквизиторовъ и потребовалъ отпустить дочку! И - добился свяго! Истинный Reichsrittershaft, Имперскiй рыцарь, защитникх невинныхъ, герой! Не дадимъ такого въ обиду! Потомъ, ясное дѣло, благородные доны поняли, что подъ нихъ копаютъ - и пришлось инквизиторамъ идти ва-банкъ, арестовавъ всѣхъ подъ покровомъ ночи безъ свидѣтелей. Говорятъ, схватили въ тайномъ подземельѣ при проведенiи тайнаго ритуала. И хотятъ сжечь.
Идеальная версiя же. Недавнее прошлое Инквизицiи - еще той, нереорганизованной - пока на слуху. Не составило бы никакого труда показать, что непользующiйся поддержкой курфюрстовъ Императоръ опирается на кровавыхъ инквизиторовъ. Устраняетъ и пытаетъ неугодныхъ... Да гнать такого Императора въ шею! И - все, абзацъ котенку, то есть Императору. Потому что въ С.Р.Г.Н. онъ былъ реально выборной особой, и какъ ставили его курфюрсты - такъ могли и погнать. Армiи у благородныхъ господъ для этого имѣлись и изпользовались - чтобы отстаивать свои вольности отъ королей и Императоровъ. Вспомните хотя бы феерическую войну за тронъ между Оттономъ Вельфомъ и Филиппомъ Швабскимъ, по итогу которой Императоромъ сталъ... правильно, Фридерихъ Барбаросса.
Такъ въ чемъ проблема книжныхъ плохишей? Разве они не мечтали свалить ненавистнаго Императора? Разве не мечтали скинуть съ шеи Фатерлянда ярмо Инквизицiи? Разве не были готовы ради своихъ цѣлей положить на алтарь побѣды свои жизни? Ну, чего н положили-то, чего сдулись на допросѣ? Ну, потому что Г.Г. - вотъ такой крутой слѣдакъ, больше нипочему.
По авторскому тексту, Рудольфъ въ описываемое время оффицiально - только король Германiи и Богемiи, а Императоромъ его называютъ прямые вассалы и союзники. Оффицiально онъ никакой не Императоръ, потому что его Папа Римскiй не помазалъ - а этого не произошло потому что имѣетъ мѣсто "Авиньонское плѣненiе Папъ", въ которомъ Рудольфъ осторожно не поддерживаетъ ни одного. То есть, положенiе у него предѣльно шаткое, открытаго конфликта онъ избѣгаетъ всѣми силами... Но плохиши тупятъ вотъ такъ. Потому что, повторюсь, Г.Г. - очень крутой слѣдакъ.
По совокупности предъявленныхъ обвиненiй арестованнымъ малефикамъ ровно одна дорога - на костеръ. Они пракрасно понимаютъ это; на судѣ графъ высказывается максимально откровенно и поясняетъ - а чего мнѣ бояться, все равно не жилецъ уже. Но по итогу - все равно сдувается. Поразительно просто - какъ эти люди,готовые уже идти на костеръ, не хотятъ оставить инквизиторамъ хотя бы гвоздя въ башмакѣ? Да, пусть побѣдятъ - но такой цѣной, чтобы надорвались? Но нѣтъ, всѣ сдулись и сдались. Товарищъ слѣдователь проникновенно посмотрѣлъ въ глаза, мягко сказалъ "ну, вы же все понимаете, пишите чистуху..." - и подписали, шмыгая носами. Это что вообще - страшные злодѣи, фанаты чОрной магiи и человѣческихъ жертвоприношенiи или малолѣтнiе хулиганы?!
Въ слѣдующей книгѣ Г.Г. ловитъ и допрашиваетъ колдуна, который хотѣлъ получить власть надъ нѣкимъ темнымъ духомъ, а самого Г.Г, - уморить хитрымъ колдунствомъ. Колдунъ оть и бравируетъ поначалу, но быстро колется и выкладываетъ все - имена, пароли, явки. Потому что Г.Г. - очень крутой слѣдакъ!
Въ предыдущей книгѣ, если что, попавшiй на допросъ за переписку запрещенной литературы студентъ умудрился не только не разколоться на многочасовомъ допросѣ, но удавиться въ камерѣ. Опасаясь разколоться на пыткѣ. Тамъ же покончила съ собой служанка герцогской дочки, помянутая выше. Студентъ и служанка! Паренекъ, которому явно не грозила "высшая мѣра", нашелъ средства и силу воли не дожить до жесткаго опроса. Дѣвица, охранявшая тайну госпожи, тоже сумѣла унести ее въ могилу. Какая преданность и стойкость - у слугъ! Но вотъ страшный колдунъ... слился.
Вообще-то студенъ и служаночка - люди мирскiе, но грѣхъ самоубiйства показался имъ предпочтительнѣе жесткаго допроса. Хотя, повторюсь, имъ-то "вышка" не свѣтила въ любомъ случаѣ. А вотъ колдунъ, взятый на вызовѣ темнаго духа унести секретики въ могилу не спѣшитъ... почему? Онъ-то - не хозяйкину тайну защищаетъ, и не свою шкуру спасетъ; за нимъ - какъ разъ Организацiя. Не только имена-пароли-явки, но какая-никакая идеологiя, за которую было не жалко ни убивать, ни умирать.
И что это за Организацiя вообще такая?! Отправляя боевика на ликвидацiю не въ мѣру ретиваго инквизитора, никто тамъ не догадался дать "послѣдняго дара дружбы"? Ну хотя бы банальнаго яда въ зубѣ?! Или, разъ книжка фентезiйная, нѣкояго хитраго колдунства?.. Это же - Организацiя, ажъ съ Большой Буквы!.. Не, ничего не думали.
Въ слѣдующей книгѣ Г.Г. нѣсколько месяцевъ проводитъ въ тренировочномъ лагерѣ - и сколько же словъ произносится о томъ, что творящiйся бардакъ является результатомъ дѣятельности Организацiи! Глубоко законспирированной и очень коварной! Но... если Организацiя такая секретная - то гдѣ эта секретность?! Конечно, потому что Г.Г. - ну очень крутой слѣдакъ. Но и это - еще цвѣточки.
Тутъ же въ повѣствованiи появляется группа вампировъ: 1 старшiй и 3 ученика, прямо гнездо. А на Г.Г. напали они не сами - но, опять же, по наводкѣ таинственной Организацiи. Каковая, внѣзапно, оказывается неоднородна внутри себя: на самомъ дѣлѣ, Организацiй двѣ. Одна - любители боговъ германскихъ, другая - ближневосточныхъ. Въ серiю врывается уже откровенный схематозъ: планы внутри плановъ внутри плантовъ... неизмѣнно коварныхъ и злодѣйскихъ... ни одинъ изъ которыхъ по итогу не работаетъ и работать не можетъ. Потому что чѣмъ больше передаточныхъ звеньевъ - тѣмъ выше рискъ засываться, а дурачки изъ Организацiи этого въ упоръ не видятъ. Хотя Г.Г. имъ операцiю за операцiей срываетъ. Потому что, повторюсь, вотъ такой вотъ Г.Г. крутой.
По мѣрѣ развитiя сюжета прогрессируетъ и масштабъ несоотвѣтсвтiй. Вотъ во 2-й книгѣ культисты поютъ гимны Тiаматъ на чистомъ аккадскомъ языкѣ. Въ 3-й - гоняются за артефактомъ "Флейта Азатота". Потомъ получаютъ гримуаръ "Магiя крови" (пригодный по внутренему Л.О.Р.-у только для вампировъ) и клепаютъ съ него копiю попроще, для людей... Въ 6-й книгѣ Организацiя незамѣтно вербуетъ (!) двухъ боевиковъ зондергруппы Инквизицiи (!!), чтобы устранили Наслѣдника Престола (!!!) прямо въ тренировочномъ лагерѣ (!!!!). Въ 7-й книгѣ окажется, что агентура Организацiи проникла прямо въ ряды дѣйствующихъ агентовъ - т.е., боевики прошли всѣ отборочныя изпытанiя, учебу и выпускныя изпытанiя какъ благонадежные! - и коварно разлагала Инквизицiю изнутри. Особо хитрый кабалистъ на побѣгушкахъ Организацiи можетъ вызвать локальный клипотъ (тѣнь отъ Древа Сефиротъ) и даже вызвать Дикую Охоту! Въ финалѣ окажется, что цѣль Организацiи - пробудить Древнихъ Боговъ, которые суть падшiе ангелы...
Диву даешься, почему такая Организацiя прокалывается на самыхъ мелочахъ. Хотя, понятно почему - Г.Г. же крутой слѣдакъ! Крутой настолько, что подъ занавѣсъ сначала останавливаетъ локальный конецъ свѣта, а потомъ тутъ же валитъ въ рукопашной колдуна, одержимаго духомъ Игга, т.е. аватара Одина. Въ одно лицо. Вотъ такой вотъ крутой парень, ага.
Надо бы, наконецъ, и про саму Конгрегацiю сказать - чѣмъ оно лучше старой, дореорганизованной Инквизицiи?.. Только вотъ сказать - нечего. Собственно никакихъ чудесъ нѣтъ, работаютъ тѣ же люди. А если глянуть, какъ они работаютъ - возникаютъ вопросики, точно ли Конгрегацiя лучше?
Вотъ въ началѣ я упомянулъ, что Г.Г. имѣлъ связи съ двумя женщинами (будучи рукоположеннымъ священникомъ!), настрогавъ отъ каждой по бастарду. Разкаянiя, рефлексiи на тему содѣяннаго - ноль. Повторюсь - зато какой крутой мужикъ! Ему наложница Императора сама дала!.. Пришла, свечки зажгла и ножки раздвинула!.. И ладно бы Г.Г. былъ одинъ такой кобелина - но Императоръ-то, открыто содержащiй наложницу, вопросовъ у Инквизицiи не вызываетъ?.. Судя по всѣму, нѣтъ; въ реорганизованной Инквизицiи умѣютъ смотреть на вопросы грѣха подъ нужнымъ угломъ. Начальству нѣкоторыя слабости простительны. Другая дамочка - вообще-то, вѣдьма. Но и ее тоже можно понять и простить; да, чего тамъ, можно и на службу въ Инквизицiю принять. Разумѣется, заштатно - ибо вѣдьма-съ - но у пореорганизованной Инквизицiи очень широкiе взгляды. Да, чего мелочиться, на службу заштатникомъ можно взять и... вампира. Ага, натуральнаго вампира - каковой еще и заявляет, что больше крови не пьетъ, поскольку ему... тутъ держитесь крѣпчѣ... явился лично Иисусъ Христосъ и далъ изпить Своей крови. На, молъ, кусни и спасись - ибо пьющiй кровь Мою имѣетъ жизнь вечную. Это, братья-инквизиторы, уже лютая хула... но въ новой Инквизицiи, повторюсь, широта взглядовъ завидная, такъ что мѣстечко кровососу-богохульнику въ завязкѣ обезпечено. На такомъ фонѣ отдѣльно доставляетъ представленiе объ iерархiи Конгрегацiи: глава Ордена имѣетъ жетонъ №2, потому что №1 - для Того, Кто вершитъ Свой судъ уже окончательно. Эти прелестные люди искрене вѣрятъ, что ведетъ ихъ лично Богъ. Какъ пѣлось въ другой пѣснѣ и по другому поводу - "Самъ Христосъ намъ за командира, мы - спецназъ, изтребители вампировъ!". Ну и на сладкое остаются рѣчи, которыя толкаетъ Г.Г. въ тренировочномъ лагерѣ Наслѣднику Престола - молъ, Германiя должна стать едина; одинъ народъ, одна вѣра, один Императоръ... При чуткой помощи зондергруппъ въ частности и Инквизицiи самыхъ широкихъ взглядовъ вообще... Душеспасительно, чо. Хорошо хоть годъ указанъ 1390-какой-то тамъ, а не 1488-й. Старая Инквизицiя была плохая, новая - хорошая, смотрите не перепутайте.
Книги невѣроятно эклектичныя; передать это въ рецензiи должнымъ образомъ едва ли возможно. Ядерная аудиторiя у нихъ есть, а вотъ рекомендовать къ прочтенiю человѣку со стороны я бы не сталъ.